Психологические травмы детства: пути их преодоления у взрослых

Большинство людей, у которых есть комплексы, страхи или часто возникают депрессии, не знают истоков подобных проблем. Они связаны с детством и тем, что происходило в моменты их взросления. Психологические травмы детства влияют на развитие человека в дальнейшем.

Из-за неразрешённых ситуаций возникают страхи, неуверенность в себе, комплексы, боязнь окружающих. Чтобы разрешить психологические проблемы, требуется заглянуть в прошлое и выяснить их причины.

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Психологическая помощь пережить травму ребенка

Чтобы исключить появление психологических травм у ребёнка, родителям требуется продумать план его воспитания до мелочей. Нельзя давать эмоциям верх во время ссор.

Важно контролировать каждое слово, которое взрослый говорит в адрес ребёнка. Главная задача родителей при воспитании — создать уютную атмосферу, в которой будет место заботе, ласке, обучению и спокойному разъяснения спорных ситуаций.

Взрослым нужно уметь разрешать сложные ситуации, а не пускать их на самотёк.

Если же система воспитания дала сбой и появились признаки развития психологической травмы, требуется провести с ребёнком разъяснительную беседу. Проводить её должен детский психолог или воспитатель. После беседы с малышом нужно поговорить с родителями и выяснить причины конфликта. Специалисту важно не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем.

Характерные проявления

Родителям, воспитателям требуется уметь распознавать тревожные признаки, которые сигнализируют о наличии психологической травмы. Если вовремя диагностировать появление проблемы, можно самостоятельно помочь ребёнку разрешить проблемную ситуацию. На что стоит обратить внимание:

  • подавленное состояние;
  • отсутствие аппетита;
  • изменчивое настроение;
  • избегание сверстников;
  • боязнь взрослых;
  • чувство вины;
  • желание подчиняться;
  • наличие визуальных повреждений на теле ребёнка;
  • неопрятный внешний вид;
  • отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • агрессия, направленная на окружающих;
  • тремор;
  • паралич;
  • частые истерики;
  • тревожное состояние, страх.

Когда развиваются психологические травмы, состояние ребёнка нарушается. Он перестаёт заниматься повседневными делами, теряет аппетит. Начинаются проблемы со сном, снижается успеваемость в школе или детском саду. Малыш перестаёт общаться со сверстниками, его не интересует то, что завлекает других детей.

Один признак может не говорить о том, что у ребёнка развивается психологическая травма. Однако, если присутствует комплекс нарушений, требует обратить на это особое внимание.

Последствия

Если же определить наличие психологической травмы вовремя не удалось, могут возникнуть осложнения. К ним относятся:

  1. Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.
  2. Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.
  3. Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.
  4. Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.
  5. Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

В подростковом возрасте психологические травмы детства могут привести к алкоголизму, наркомании, отчуждению от общества, склонности к насилию, нарушениям закона. Комплексы могут довести подростка до суицидального состояния. Из-за этого важно вовремя применить психологическую помощь.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Советы

Специалисты дают ряд советов, которые помогут справиться с детскими травмами:

  1. Чаще общаться с людьми, меньше времени оставаться в одиночестве. Периодически требуется выговариваться перед родственниками, друзьями. Это помогает снизить психологическое давление.
  2. Следить за здоровьем. Отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, сделать дневной график.
  3. Стараться избегать стрессовых, конфликтных ситуаций.

Нельзя акцентировать внимание на неудачах. Требуется заниматься повседневными делами, не смотря на проблемы. Поддерживать отношения с близкими родственниками, найти увлечение, хобби. Заниматься тем, что приносит удовольствие.

Психологические травмы детства мешают человеку вести нормальный образ жизни в дальнейшем. Они могут приводить к серьёзным последствиям — появление страхов, комплексов, нежелание общаться с другими людьми. Важно обращать внимание на изменение общего состояния, чтобы вовремя определить наличие развивающейся проблемы.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/travmi.html

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

Первый обязательный шаг к душевному исцелению — признаться себе в том, что у вас есть одна из психологических травм, полученных в детстве.

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни — это предательство, унижение, недоверие, одиночество и несправедливость. Душевные травмы — это последствия болезненных детских впечатлений, которые определяют нашу личность, когда мы становимся взрослыми, влияют на то, кем мы являемся, и определяют нашу способность преодолевать невзгоды.

Мы должны признаться себе в наличии душевых травм и перестать маскировать их. Чем дольше мы ждем выздоровления, тем более глубокими они становятся. Страх снова пережить страдания, которые с нами приключились, мешает нам двигаться вперед.

К сожалению, достаточно часто наше эмоциональное и психическое здоровье разрушается еще в детстве. Уже став взрослыми,  мы не осознаем, что нас блокирует. Мы не понимаем, что наличие душевных травм, которые мы получили при первом знакомстве с миром, мешает нам идти вперед.

1. Страх быть покинутым

Беспомощность — это худший враг человека, которого бросили в детстве. Представь себе, как болезненно для беззащитного ребенка испытывать страх одиночества, остаться одному в незнакомом ему мире.

Впоследствии, когда беспомощный ребенок становится взрослым, он пытается предотвратить ситуации, при которой он снова останется один. Таким образом, любой человек, которого бросили в детстве, будет все быстрее отдаляться от своих партнеров. Это связано со страхом снова испытать душевную боль.

Часто эти люди думают и говорят примерно так: «Я брошу тебя до того, как ты бросишь меня», «Никто меня не поддерживает, я не могу этого вынести», «Если ты уйдешь, можешь больше не возвращаться».

Такие люди должны работать над своим страхом одиночества. Это страх быть покинутыми и боязнь физических контактов (объятий, поцелуев, сексуальных отношений). Вы поможете себе, если заглушите страх одиночества позитивными мыслями.

2. Страх быть отвергнутым

Эта травма не позволяет нам открывать свои чувства, мысли и переживания. Появление такого страха в детстве связано с отказом, полученным от родителей, семьи или друзей.  Боль вследствие этого ведет к неправильной самооценке и излишнему самолюбованию.

Читайте также:  Во время месячных болит голова: головные боли, причины

Этот страх провоцирует мысли о том, что тебя отвергнут, ты нежеланный член семьи/друг и поэтому ты плохой человек.

Отвергнутый ребенок не чувствует себя достойным любви и понимания. Он изолируется, чтобы вновь не столкнуться со страданием.

Скорее всего взрослый человек, которого отвергли в детстве, станет беглецом. Именно поэтому ему нужно работать над своим внутренними страхами, которые провоцируют панику.

Если это ваш случай, попробуйте научиться самостоятельно принимать взвешенные решения. Так вы перестанете беспокоиться, что люди от вас отдаляются. Вы перестанете принимать то, что кто-то забыл о вас на некоторое время, на свой личный счет. Для того чтобы жить, вам нужна только вы сами.

3. Унижение — одна из душевных травм родом из детства

Эта рана возникает, когда мы чувствуем, что другие люди не принимают нас и критикуют. Можно сильно ранить ребенка, говоря ему, что он глупый, плохой или не умеет себя вести, и сравнивая его с другими. К сожалению, это встречается очень часто. Это разрушает детскую самооценку и мешает детям научиться любить себя.

Этот тип личности часто превращается в зависимую личность. Некоторые люди, испытавшие унижение в детстве, становятся тиранами и эгоистами. Они начинают унижать других — это их защитный механизм.

Если с вами случалось что-то подобное, нужно работать над своей свободой и независимостью. 

4. Страх довериться другому человеку после предательства

Этот страх развивается после того, как близкие ребенку люди не выполняют свои обещания. В результате он чувствует себя преданным и обманутым. В нем развивается недоверие, которое может трансформироваться в зависть или другие негативные чувства. Например, ребенок чувствует себя недостойным обещанных вещей или тех вещей, которые есть у других.

Из таких детей вырастают перфекционисты и любители все контролировать. Эти люди любят все перепроверять, не оставляя ничего воле случая.

Если вы столкнулись с подобными проблемами в детстве, очень вероятно, что вы чувствуете потребность контролировать других людей. Это часто оправдывают наличием сильного характера. Однако это всего лишь защитный механизм против еще одного возможного обмана.

Эти люди часто повторяют свои ошибки, подтверждая чужие предубеждения. Им нужно вырабатывать в себе терпение, толерантность к другим людям, умение спокойно жить и распределять полномочия. 

5. Несправедливость

Чувство несправедливости часто развивается в детях холодных и авторитарных родителей. Это порождает ощущение бессилия и собственной никчемности и в детстве, и во взрослой жизни.

Альберт Эйнштейн отлично выразил эту идею в своем знаменитом высказывании: «Мы все гении. Но если мы будем судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь будет думать, что глупа».

Вследствие этого дети, пострадавшие от равнодушия и холодности, вырастая, превращаются в жестких людей. Они не терпят полумер ни в какой из сфер своей жизни. Кроме того, они чувствуют себя очень важными и могущественными.

Эти перфекционисты фанатично относятся к порядку. Часто такие люди доводят свои идеи до абсурда, поэтому им тяжело принимать взвешенные решения.

Для решения этих проблем нужно избавиться от подозрительности и эмоциональной жестокости, чтобы научиться доверять другим.

Теперь вы знаете все пять самых распространенных душевных травм, которые могут отрицательно влиять на вашу жизнь,  здоровье и блокировать ваше развитие. Узнав о них, намного проще начать психически выздоравливать.

Первый обязательный шаг: признаться себе в том, что у вас есть одна из этих душевных травм, позволить рассердиться на себя и дать себе время, чтобы преодолеть ее.опубликовано econet.ru.

Источник: https://econet.ru/articles/5-dushevnyh-travm-iz-detstva-kotorye-meshayut-nam-vo-vzrosloy-zhizni

Как избавиться от психологической травмы детства

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

Постоянные скандалы, развод родителей — возможный источник детской психотравмы.

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала.

Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма.

Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

Повышенная тревожность — проявление детской психотравмы

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • апатия;
  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости;
  • постоянное чувство вины;
  • повышенная тревожность;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары.

Последствия

Одиночество — возможное последствие детской психологической травмы

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности социофобии.
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании, игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная анорексия, компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Психологические приемы

Общение с психотерапевтом помогает совладать с психотравмами из детства

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Советы

Не бойтесь проявлять свои эмоции

Предлагаю Вашему вниманию рекомендации касательно того, как пережить детскую психотравму.

  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.
  5. Научитесь избегать стрессовых ситуаций или же, если с ними совладать не выходит, прибегайте к медитации, дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.
Читайте также:  Почему немеют пятки на ногах: причины и лечение

Теперь Вы знаете, как избавиться от психотравмы, пришедшей из детства. Помните о том, что прошлое дает немалый отпечаток на Вашем настоящем. Не забывайте, что попытки придавить в себе былые воспоминания, не приведут ни к чему хорошему. Необходимо проработать травмы, прийти к осознанию того, что жизнь прекрасна и она продолжается.

Источник: https://psycho4you.ru/rasstrroystva/psihologicheskaya-travma-detstva

Три психологические техники для лечения детских травм

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей.

Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве.

Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии.

Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения.

Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм.

У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами.

Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму.

Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/tri-psihologicheskie-tehniki-dlya-lecheniya-detskih-travm/

Детские психологические травмы и пути их преодоления. Лечение психологических травм в Москве

Большинство людей, страдающих депрессиями, навязчивыми страхами и комплексами, относят причины своего патологического состояния к негативным факторам окружающей среды. Им сложно даже предположить, что истинными виновниками их проблем являются детские психотравмы.

В действительности события, случившиеся в детском возрасте, давно уже стали неактуальными, трудности утратили свою злободневность, а стрессовые ситуации вспоминаются довольно смутно.

Однако следствия детских психологических травм, не воспринимаемые на уровне сознания, прочно укрепились в подсознательной сфере, способствуя созданию специфической жизненной программы личности.

В клинике неврологии применяется комплексный вопрос. Одновременно с медикаментозным лечением, врачи проводят рабилитационную терапию. С пациентом работают психологи, которые помогают на глубинном уровне решить детские псхотравмы.

Детские психотравмы: причины формирования

Выявить объективную и однозначную причину детской психологической травмы не всегда легко, так как для интерпретации и значимости каждого события у человека имеются сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно с уверенностью утверждать, что негативное воздействие окружающей среды гораздо сильнее влияет на неокрепшую психику маленького ребенка.

События, воспринимаемые зрелым человеком как незначительное и преодолимое препятствие, для детей могут стать огромной катастрофой.

Единственный объективный критерий, позволяющий оценить неблагоприятные обстоятельства, возникшие в жизни ребенка, заключается в сочетании следующих факторов: значимости события для малыша и силы его ответной эмоциональной реакции.

Детская психотравма является психотравмирующим событием, интерпретируемым ребенком как жизненно важное. Это явления, которые заставляют ребенка длительно и сильно переживать. Те обстоятельства, из-за которых пропадает душевное спокойствие, психическое равновесие. Для их преодоления требуются кардинальные изменения в поведении и мышлении.

По результатам многочисленных исследований психологи составили список наиболее труднопереносимых маленькими детьми и подростками событий. Итак, младенческие психологические травмы могут быть обусловлены следующими обстоятельствами:

  • моральным, физическим, сексуальным насилием;
  • смертью близких людей;
  • собственной болезнью или заболеванием родственников;
  • разводом родителей, уходом из семьи одного из взрослых;
  • неожиданным нарушением семейных взаимоотношений;
  • внезапным отчуждением родителя от ребенка;
  • предательством, обманом, несправедливостью со стороны близкого окружения, друзей и авторитетных для ребенка взрослых;
  • разочарованием, неудовлетворенностью от несбывшихся надежд;
  • воспитанием взрослых, ведущих аморальный образ жизни;
  • асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в которой взрослеет ребенок;
  • гиперопекой или недостатком родительского внимания;
  • колебательной стратегией воспитания малыша, отсутствием у родителей согласованных одинаковых требований к малышу;
  • ссорой с близкими друзьями по их инициативе;
  • ситуациями, в которых ребенок чувствует себя изгоем общества;
  • конфликтами в учебных коллективах;
  • несправедливым отношением, давлением со стороны учителей;
  • непомерной загруженностью ребенка внешкольной и учебной деятельностью.

По одной из версий, формирование детской психотравмы является частым следствием неправильной стратегии воспитания детей. В результате неконструктивные жизненные стереотипы взрослых передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, касающиеся правил жизни, ребенок перенимает от родителей, причем наследуется именно отягощенная форма установленных в семье деструктивных «правил игры».

Детские психотравмы: опасные последствия

Детские психотравмы влияют на замедление процесса социализации ребенка. Он не способен заводить друзей, общаться с новыми людьми, не может адаптироваться к новым условиям в коллективе. У детей с психологическими травмами сформирована почва для появления навязчивых страхов, развивается социофобия, для которой характерен страх перед человеческим обществом.

У ребенка с психотравмой развиваются разнообразные депрессивные расстройства, при которых глобальное ощущение своей вины может разрушительным образом влиять на все стороны жизни человека.

Стрессы, пережитые в детском возрасте, приводят к развитию обсессивно-компульсивных расстройств, когда под влиянием какой-то алогичной навязчивой идеи человек совершает странные защитные действия.

При наличии у человека неразрешенных детских проблем у них формируются аддикции – анормальные пристрастия, например, наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, игромания.

Лечение зависимости предлагает многопрофильный медицинский центр Москвы – Юсуповская больница.

Благодаря применению современных методик и мультидисциплинарному подходу нашим врачам удается достичь высоких результатов лечения, вернув пациентов к нормальной полноценной жизни.

Психотравмы, полученные в детском возрасте, иногда проявляются у взрослых людей пищевыми аномалиями: компульсивным перееданием, нервной анорексией.

Кроме всего вышесказанного, справедливо утверждать, что все личностные комплексы обусловлены пережитыми травмами в детстве. Именно в детском возрасте формируются определенные черты характера, которые под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств могут достичь размеров акцентуаций и перерасти в разнообразные расстройства личности.

Как избавиться от детских психологических травм

Для того, чтобы избежать развития у ребенка психологической травмы родители должны обладать достойным уровнем педагогических и психологический знаний, которые помогут избранию верной стратегии воспитания малыша, не сопровождаемой деструктивными стереотипами.

Все силы родителей должны быть направлены на создание комфортной почвы для развития и становления личности, оказание всякого содействия в правильном преодолении наследником возникших проблем и трудностей.

Нужно не пренебрегать переживаниями ребенка, а стать надежным помощником, которому малыш сможет доверять без всяких сомнений и страха. Очевидные изменения в поведении ребенка должны стать для родителей сигналом о необходимости забить тревогу.

Малейшие признаки развития психотравмы должны быть поводом для обращения к психологу для разработки совместно с ним адекватной программы, позволяющую восстановить душевное равновесие у маленькой личности.

На сегодняшний день разработаны специальные психотерапевтические мероприятия, способствующие развитию у детей способности вести полноценную жизнь, устранению навязанных извне барьеров и устранения деструктивных стереотипов мышления, которые заложило в нем социальное окружение.

Читайте также:  Упражнения при переломе голени: ЛФК после операции

Диагностика и лечение заболеваний любой медицинской сферы проводится в Юсуповской больнице Москвы. Ультрасовременное оборудование клиники позволяет провести самые сложные исследования с максимально достоверными результатами и в кратчайшие сроки.

Высокая эффективность лечения гарантируется благодаря большому практическому опыту наших специалистов, использованию передовых технологий и составлению индивидуальных программ терапии, с учетом особенностей заболевания и общего состояния пациента.

Записаться на прием к специалисту, узнать стоимость медицинских услуг можно по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте. Врач-координатор ответит на все ваши вопросы.

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/psikhologicheskie-travmy-detstva-i-puti-ikh-preodoleniya/

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с) /Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество: Семейные конфликты. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. Развод родителей. Гиперопека со стороны старших. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение. Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является: “Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них): “Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет. “Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни. “Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми. “Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. “Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни. “Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный. “Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:

  • любой эмоционально-душевной травмы,
  • любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
  • любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
  • любых эмоционально-шоковых потрясений.

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]