Используй поиск
Мучает какая-то проблема? Введите в форму «Симптом» или «Название болезни» нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.
↑
Детские травмы проявляются не только у малышей, но и у взрослых. Они с детства мешают жить пациенту, делают его скованным, боязливым. Терапия пациента складывается поэтапно.
Она происходит совместно с психологом, психотерапевтом, родственники, друзьями:
- Научиться любить самого себя, как личность. Человек должен заботиться о себе, проявлять благосклонность. Даже если были совершены ошибки, их прощают, учатся жить дальше.
- Общение. Пациент должен выходить в общество, не оставаться в одиночестве. Знакомятся с новыми людьми, с которыми складываются дружеские или любовные отношения. Оба варианта идут на пользу.
- Принимать помощь от близких. К ним относятся родители, семья, друзья, посторонние люди. Многие из них хотят помочь справиться со сложившейся ситуацией, поэтому уделяют внимание пострадавшему.
- Отвлекаются. Занимаются любимым делом: рисование, вышивка, езда на машине, просмотр кинофильмов. Они помогают отвлечься, особенно когда пациент остаётся в одиночестве.
- Сеансы у психолога или психотерапевта. В первом случае специалист помогает справиться с трудными воспоминаниями, влияющими на жизнь. К психотерапевту обращаются при тяжелой травме, меняющей психику. Психотерапевтические сеансы помогают устранить последствия пережитой травмы.
- Посещение групповой терапии. На ней пациенты рассказывают о собственных переживаниях, связанных с произошедшими событиями. Пострадавший может почерпнуть для себя полезную информацию, научиться сопереживать другим людям.
- Седативные вещества. Если состояние человека не тяжелое, пьют легкие седативные средства (Новопассит, Афобазол). При тяжелых состояниях используют сильные седативные, снотворные лекарства, транквилизаторы. Их отпускают по рецепту психотерапевта. Лекарство применяют в строгой дозировке и прописанным курсом, иначе произойдет передозировка, угрожающая жизни и здоровью.
Пациент может самостоятельно определить для себя наиболее подходящий метод. Рекомендуется выбрать несколько из них, чтобы достичь результата.
Помимо отвлечения от ситуации, обязателен поход к врачу. С помощью опроса выявят причину состояния. На сеансах хороший врач поможет устранить проблему. Если состояние пациента перевозбужденное, назначают седативные средства.
↑
https://gidpain.ru/travma/prorabotat-detskie-psihologicheskie.html
Если травма, психологическое расстройство были получены в детском возрасте, воспоминания давят на психику пациента. Он пытается забыть произошедший случай, который смог его травмировать, поэтому начинает употреблять вещества, затуманивающие сознание.
К ним относятся:
- легкие или тяжелые наркотики;
- алкоголь.
Оба вещества проникают в головной мозг, вызывая повреждение нейронов. Постепенно ухудшается не только психическое, но и физическое состояние. У человека появляется болезнь (гепатит, цирроз, почечная и сердечная недостаточность, нейропатия).
После принятой дозы алкоголя и наркотиков сознание человека затуманивается, он перестает вспоминать о негативном происшествии, насилии. Он не чувствует себя одиноко, тревожно. На самом деле, депрессия нарастает, потому что повреждаются клетки головного мозга.
Единственный способ устранить проблему – обратиться к врачам. Проходят лечение у нарколога и психиатра.
↑
Психотравма – нарушение психоэмоционального состояния после пережитого потрясения. Причина может быть в физическом или психическом насилии, негативном чувстве, смерти близкого.
Благодаря тесту психолог может выявить наличие травмы, но определить причину можно только при помощи опроса пациента. Узнают о его отношениях с родителями, друзьями, близкими. Выявляют его отношения с людьми во время обучения в школе и в высшем учебном заведении. Негативные действия близких и посторонних людей могут повлиять на психику.
Врач последовательно задает пациенту вопросы, согласно тесту.
- Насколько увеличилось или уменьшилось количество друзей по сравнению с прошлым годом?
- Есть ли чувство вины за пережитые события?
- Возможно ли применение физической силы при появлении обидчика?
- Приводят ли воспоминания о прошлом в печаль, негодование, расстройство?
- Способность или отсутствие возможности вступать в близкие контакты с противоположным полом.
- Качество ночных сновидений, появление кошмаров. В каком настроении просыпается пациент?
- Наличие или отсутствие мыслей о суициде при воспоминании о прошлом.
- Способность испытывать эмоции или их отсутствие.
- Бывают ли вопросы к самому себе, почему человек все еще жив, а близкие ему люди мертвы?
- Бывают или нет негативные воспоминания о прошлом?
- Отсутствие или наличие резкого упадка сил без видимой причины.
- Трогают ли пациента моменты, при которых остальные люди плачут, смеются, испытывают другие эмоции?
- Существование или отсутствие фантазий, вызывающих у пациента страх, негодование и другие отрицательные эмоции.
- Трудно или нет работать продолжительное время?
- Возможность или отсутствие сосредоточенности.
- Возможность появления беспричинного плача, резкого изменения настроения.
- Существование запуганности, страха от собственных мыслей и желаний.
- Как пациент реагирует на резкий шум?
- Невозможность рассказать посторонним людям или близким о действии пациента, которое он предпринял в прошлом.
На эти вопросы и утверждения отвечают утвердительно, отрицательно или сомнительно. По результатам тестирования врач определяет нормальность или отклонения в функционировании психики. Если сомнителен только 1 ответ, это не говорит о наличии психологического потрясения.
Важен индивидуальный подход, близкий контакт с пострадавшим, разговор. По появившимся симптомам психолог предполагает диагноз в виде психотравмы. Чтобы выяснить причину, которая могла травмировать, проводят беседу, выявляя переживания, эмоции.
↑
Психологические травмы подростков в школе
У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.
В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:
- появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
- ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
- большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
- буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
- плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
- большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
- негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
- неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.
Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.
Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:
- смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
- насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
- сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.
Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.
При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.
↑
Разница между психической и психологической травмой
Психотравма – потрясение, после которого меняется эмоциональный фон, но повреждение психики не образуется. То есть человек продолжительное время не контактирует с людьми, плачет, обижается. Но после самостоятельного восстановления он продолжает жить дальше без сильных негативных ощущений.
Психическая травма – события, приводящие к нарушению психики:
- нежелание сближаться с другими людьми;
- постоянный страх перед будущим;
- мысли о суициде;
- боль на физическом и психическом уровне при воспоминании о прошлом;
- ухудшение здоровья из-за негативных эмоций (повышение артериального давления, обмороки, депрессия);
- агрессивное поведение, применение насилия, негативное отношение к людям;
- частые депрессии.
Если поражение психологическое, пациент может справиться самостоятельно или обратиться за поддержкой к близким. Постепенно все неприятные воспоминания полностью исчезнут, останется лишить легкое расстройство.
Психическая травма требует лечения у психиатра. Помощь родственников может привести к ухудшению самочувствия, постоянному чувству вины, депрессии. Чем раньше обратиться за помощью, тем выше возможность полного восстановления после прохождения курса терапии.
↑
Как помочь близкому с психотравмой
Чтобы выбрать способ адекватной помощи, подбирают лучший вариант лечения для пациента. Он зависит от его эмоционального состояния, наличия негативных ощущений.
Можно начинать с наиболее простых методов, переходя к сложным, в зависимости от прогресса терапии:
- Разговор. Выясняют, какой период жизни привел к негативному состоянию. Определяют травматическую причину, чтобы устранить ее.
- Постоянное нахождение рядом с пострадавшим. Не рекомендуется оставлять его одного, чтобы он не смог себе навредить.
- Метод отвлечения. Используют спорт, хобби, уборку дома. Чем меньше он думает о детских или взрослых переживаниях, тем ниже риск осложнений.
- Выводят пострадавшего в общество, не дают ему быть наедине со своими мыслями. Новые знакомства приведут к дружбе, возникновению привязанности и любви. Положительные эмоции благоприятно влияют на состояние пострадавшего.
- Воздействие другим стрессом. Применяют стрессовые состояния в виде прыжка с парашютом, управления самолетом, катания на серфинге. Это поможет забыть прошлое, приобрести новые положительные эмоции.
- Завести животное. Людям помогают переживать негативные обстоятельства в жизни собаки, кошки и другие животные. Питомец положительно относится к хозяину, вызывает только добрые ощущения.
- Обратиться к психологу или психотерапевту. Врач на осмотре выявит причину ухудшения физического, психического самочувствия с помощью простых методов. Терапия проводится с помощью лекарственных препаратов, психологических консультаций. Можно не только выявить причину, но и полностью устранить ее.
- Употребление легких седативных препаратов. Лучше, если их назначит врач. Самостоятельно можно купить Афобазол, Новопассит. Их применяют только в крайних случаях, чтобы предотвратить нервный срыв. Лекарства употребляют по инструкции, недопустима передозировка. При ее появлении образуется слабость, усталость, вялость, падение артериального давления, резкий упадок сил.
Психологическое потрясение для многих пациентов появляется в легкой форме. Другие воспринимают изменения серьезно, поэтому меняется их поведение, свойства характера, отношение к другим людям.
Врачи советуют не пить лекарства самостоятельно, так как пациент может неправильно подобрать дозировку и курс. Близкие родственники помогут справиться с проблемой. Они направят пострадавшего к психологу или попытаются обойтись без его помощи.
Источник: https://GidPain.ru/travma/prorabotat-detskie-psihologicheskie.html
Как лечить свои детские травмы
Продолжаем разговор о том, как влияют на нашу взрослую жизнь отношения с родителями и как лечить свои детские травмы.
Вот здесь было начало разговора и мы говорили о том, что бывает с нами в жизни, если нам чего-то не додали в детстве родители.
Собственно, как влияют, вроде в общих чертах разобрали. Тут, конечно, много деталей и нюансов, которые в одной статье не охватишь. Буду эту тему и дальше развивать, она неисчерпаема.
А пока давайте двигаться к практическому компоненту темы.
Допустим, выяснили мы, что родители (оба или кто-то один) не удовлетворяли наши базовые психологические потребности. Что же делать-то теперь с этим всем?..
Как лечить свои детские травмы?.
Простых решений типа «наплевать и забыть» не будет, сразу предупреждаю.
Одна из самых больших наших ошибок в этом месте – это «ампутировать» себе эту неудовлетворённую потребность. Как будто её и не было, и она нам совсем даже и не нужна.
Ведь можно же прожить, скажем, без маминой любви. Ну, не любила… так и хрен с ней, с этой любовью… такое простое решение вроде бы.
Но это ни разу не решение.
Нельзя «расхотеть» маминой или папиной любви. Нельзя, понимаете?.
И, как бы вы ни пытались отрицать у себя эту потребность, чтобы защитить себя от страданий, ничего из этого в итоге не выйдет. Загоните чувства вглубь, а потом всё равно бабахнет, рано или поздно.
Давайте я тогда на примере «Мама не любила» дальше на эту тему порассуждаю.
Потребность в любви матери – естественная и базовая потребность каждого человека. Но не всем эти любящие матери достаются «на раздаче». И это ничья вина, просто так случается.
И вот проблема – потребность не была удовлетворена в детстве и не может, тем более, быть удовлетворена во взрослом возрасте.
Почему не может во взрослом?..
Первое, потому что мамы, не любящие своих детей, как правило, такими и остаются до конца жизни. Изменения к лучшему тут бывают, но редко, к сожалению.
Второе, мы уже с вами знаем, что искать маминой любви в других людях – партнёрах (партнёршах), друзьях-подругах, коллегах и даже своих собственных детях тоже не пойдёт. И искомого не получим, и отношения разрушим.
Так что же нам делать?
Как это ни печально, но надо согласиться с тем, что потребность эта так и останется неудовлетворённой. Прошлого мы не изменим никогда и ни при каких условиях.
И, чтобы двигаться дальше и чтобы состояться, как личность, нужно признать это своё бессилие. Не смогу я уже получить этой любви никогда и ни при каких обстоятельствах. Да, меня будут любить другие люди, но они – не мама! А мама никогда не полюбит так, как мне бы хотелось.
И вот здесь, в этой точке, за этим бессилием и невозможностью получить то, что очень нужно (на психологическом языке это называется «фрустрация») вам откроется целый ворох разных чувств, от глубокой печали до ярости. И каждое из этих чувств надо пережить и принять.
Что это значит – обнаружить в себе это чувство, понять, откуда оно и на что именно, выразить это чувство в мир (через разговор или действие). Можно это, конечно, делать в одиночестве в обнимку с любимой подушкой, но лучше, намного лучше, чтобы свидетелем этого выражения ваших чувств были люди.
Тогда обмен с миром будет более полноценным, двусторонним и своего рода «задокументированным»
Вы ему свои чувства на маму, которая вас не любила, а он вам в ответ тоже что-то. Если вы правильно выбрали людей, с кем поделиться этими чувствами, то в ответ вам придут понимание, поддержка и сочувствие.
Потому что все ваши чувства, даже очень негативные, в этот момент их выражения будут уместны и правильны. Вас обделили чем-то очень важным, и вы имеете право злиться и обижаться по этому поводу.
Если вы сможете распутать этот клубок по ниточке, от бессилия и дальше по серпантину ваших чувств, то вскоре, в своё время, вы придёте к глубокой, истинной печали.
А знаете ли вы, что именно там, на глубине нашей самой глубокой печали, которая порой может казаться такой безысходной и нескончаемой, находится благословенная точка перемен? Точка, которая, как катапульта, выбросит нас наверх из этого мрачного и тёмного колодца печали.
К сожалению, нам часто просто не дают возможности нащупать эту точку. Наша культура очень боится печали и негативных переживаний. Нас всё время подбадривают и «поддерживают»: «Не думай о плохом!», «Держи хвост пистолетом!», «Не опускай руки!»…
И этим самым не дают нам опуститься на глубину этого колодца, туда, где наша боль, печаль и отчаяние от невозможности получить что-то очень для нас важное, достигнут своего пика. И где мы получим облегчение и энергию для преодоления этого дефицита, при условии, что мы организовали себе поддержку и безопасные условия для «спуска на дно».
Итак, первое, что нужно сделать, чтобы залечить свои детские раны и травмы, это признать то, что ущерб от них есть, и он никуда не денется. И честно «взглянуть в глаза» своим чувствам про это. Плакать от бессилия, злиться, обижаться и печалиться. По полной, до самого дна.
Обязательно с поддержкой (лучше профессиональной), одному с такого рода катарсисом не справиться, сразу говорю
Можно с друзьями-подругами, конечно, но тут многое будет зависеть от того, что это за люди, и смогут ли они сопроводить вас туда, куда вам надо, и будут ли вас поддерживать. А то ведь как может случиться – нырнёте в воду вместе, а друзья вас либо наверх будут вытаскивать, не пуская на глубину, либо, наоборот, топить, образно выражаясь.
А нужно, чтобы не тянули ни туда, ни сюда, а плыли с вами рядом, подставляя вам плечо, когда это нужно вам. И чтобы вы знали, что, если вы вдруг начнёте захлёбываться на глубине, они помогут вам выплыть наверх.
Так что отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этому процессу и организуйте себе безопасное и поддерживающее пространство, где вы сможете окунуться в этот «омут» переживаний. Но он жизненно необходим, чтобы освободиться от тяжести непростых чувств по поводу недоданного вам родителями, и двигаться дальше в жизнь.
Но это ещё не всё
Наш первый шаг, который мы обсуждали, — это признать, что неудовлетворённая потребность есть, никуда не исчезла и, что самое печальное, никогда не может быть удовлетворена.
Посмотрите вот здесь работу замечательного Тони Роббинса с девушкой по имени Сиенна, которая злится на отца-наркомана и тоскует по его любви, которую так и не получила в детстве.
Фрагмент работы Энтони Роббинса
В этом фрагменте работы Тони Роббинса, он говорит девушке, с которой работает: «Ты ненавидишь себя за то, что по-прежнему любишь его (отца), несмотря ни на что?»
Да, любит, и по-прежнему ждёт его любви и нуждается в ней. И отрицать это бессмысленно и даже опасно
Этот незавершённый гештальт порождает много чувств, которые надо осознавать и размещать в окружающем мире.
Обсуждать (на терапии, с друзьями, на тренингах), сублимировать в творчестве (писать про это стихи, книги (помните блестящую книгу «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева? – вот как раз из этой оперы), снимать кино, писать картины и создавать скульптуры, и что угодно ещё, если это приносит вам облегчение и безопасно для мира.
А дальше, после того, как эти чувства выпущены на волю и отреагированы, нужно переходить к фазе 2. Созидательной.
В ситуации, когда у вас есть дефицит чего-либо, у вас всегда есть два пути
- Первый – проклинать этот чёртов дефицит, искать виноватых, которые недодали, недоглядели и упустили, объяснять им, этим децифитом, свои неудачи и неуспехи.
- Второй – забить на то, чего у вас нет, и опираться на то, что есть.
И тут опять Тони Роббинс был великолепен (смотри видео выше).
Он предложил девушке, имеющей вполне разумные претензии к отцу-наркоману, предъявить ему так же претензии и за всё хорошее, что он ей дал. Например, за её энергию и пробивной характер, который сформировался как раз в противостоянии с ним. Список, как вы понимаете, можно продолжить.
Звучит парадоксально, но, отнимая у нас что-то важное, родители тут же, другой рукой, дают нам что-то не менее важное и ценное.
Было масштабное исследование на Западе. Точных ссылок у меня нет, это давно было, но точно не фейк
Наблюдали детей из семей разного социального уровня на протяжении многих лет. Выяснили, что дети из благополучных семей (где их, видимо, очень любили и хорошо заботились) в большинстве своём во взрослом возрасте оказывались примерно на том же уровне социальной успешности, что и их родители. Плюс-минус туда-сюда. В общем, предсказуемо.
А вот дети из неблагополучных семей показали удивительную картину.
Половина повторили участь своих родителей – «украл, выпил, в тюрьму». Зато вторая половина «выстрелила» намного сильнее, чем благополучные детки. Эта вторая половина добилась гораздо бо́льших успехов и, что самое важное, показала гораздо более высокий уровень удовлетворённости своей жизнью, чем их ровесники из хороших семей.
Догадываетесь, за счёт чего?.
И им не помешали тут ни то, что родители их били, не любили и фрустрировали их базовые потребности каждый день с утра до вечера.
Они, эта вторая половина, пошли по второму пути. А первая, соответственно, выбрала первый. Ну, так, кто что выбрал, тот то и получил.
Запомните, друзья мои, это золотое правило: всегда опирайтесь на то, что у вас ЕСТЬ, а не на то, чего у вас нет
Да, родители вас уже не «долюбят». Зато мир преложит вам огромный выбор разных возможностей и путей для развития и роста. Мир даст вам миллион шансов стать счастливыми и успешными. Мир пошлёт вам множество разных людей, которые будут готовы вас любить и будут давать вам то, чего у вас нет.
Так берите же это двумя руками, а не цепляйтесь за прошлое, которого не изменить!
Откройте глаза, ум и сердце навстречу тому многообразию выборов, которые вам даёт мир. Даёт всем одинаково, заметьте!
Просто, пока вы смотрите назад, в своё прошлое, вы не увидите своего настоящего и будущего. Поверните голову, друзья!
И будьте счастливы!
Источник: https://www.egalochkina.ru/kak-lechit-svoi-detskie-travmy/
ПСИХОТРАВМА: Теника проработки «ПАРКУР»
У вас есть какая-то психотравма в прошлом и вы не знаете или не можете с ней справиться и по сей день? У вас есть некая «нерешаемая» проблема, которая заставляет биться как рыба об лед? Ответ кроется в вашем же собственном подсознании, а ключ к нему — в этой статье от психолога Софи Лемус.
- Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом.
- Анатоль Франсуа Тибо
«Да как же его изменишь?», — спросите вы, прочитав название статьи. «Оно ведь прошло! А кто прошлое помянет, …». Все так. Но не всегда. Вспоминать прошлое ради того, чтобы посожалеть, погоревать, что, мол, «тогда было хорошо! А сейчас плохо» – я считаю занятием пустым. А вот пересмотреть что-то, и что-то изменить – дело другое.
Как проработать психотравму: техника «Паркур»
Вдумайтесь в эпиграф: «Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом.» Первая часть сомнений не вызывает: будущее — в настоящем, т.к. мы можем планировать и закладываем сегодня фундамент завтрашнего дня своими мыслями, словами, поступками. А вот вторая часть: будущее – в прошлом, вполне может вызвать недоумение.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Или другая цитата, которую так любит Сергей Викторович Ковалев (R): «Вся жизнь впереди, только хвост позади». Так вот этот самый хвост мы тащим за собой, и наши «аэродинамические свойства» в пространстве Жизни он отнюдь не улучшает!
Что подразумевается под «хвостом»?
- негативные убеждения («Я не достойна быть счастливой!», «Я умру один, больной, в нищете»)
- психотравмы, т.е. «вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате … остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику» (википедия), иными словами «перелом психики»;
- решения, которые мы приняли осознанно или бессознательно в результате психотравмы или просто негативного события («Мне причинили боль, поэтому я закроюсь и никого больше не впущу в свой внутренний мир». Неудивительно, что потом человек долго решает проблемы с общением);
- заключения, выводы о себе самом, о других, мире, Боге, которые мы сделали в результате, опять же, негативно окрашенного события.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Согласитесь, что сложно прибыть в светлое будущее, если считаешь себя каким-то не таким, веришь во что-то не то, принял решения, которые принимать не стоило, и в соответствии со всей этой «братией» живешь… Да, событие произошло в прошлом и там осталось навсегда, но отголоски его мы слышим и по сей день и это мешает жить полноценно.
Но есть и хорошая новость: это тоже можно изменить. Как?
Техника ПАРКУР
Описание.
Возьмите 6 чистых листов бумаги, лучше А4. (Листы в конце придется выбросить, т.к. на них остается энергетика того, с чем работаете)
1. Сформулируйте кратко свою проблему.
2. Найдите в комнате точку на полу, в которой проблема наиболее выражена (точка 1).
Т.е. подключаем пространственный код. При этом можно походить по комнате, как бы «нащупывая» в пространстве это место. А, может быть, вас сразу потянет туда и не придется искать. Если возникают сложности в поиске этой точки, можете двигаться спиной вперед закрытыми глазами, задействуя зрение бессознательного. Нашли.
3. Определите, где у вас будущее, а где – прошлое.
Обычно будущее впереди, прошлое – сзади. Но лучше проверьте себя: подумайте о предстоящем любимом празднике, который, как компас, укажет вам на ваше будущее. Или подумайте о прошедшем Дне Рождения, и взгляд и/или тело сами развернутся в сторону прошлого.
4. Кладем лист бумаги, надписываем: «Проблема».
Встаем на лист и замеряем: на сколько баллов от 0 до 10 проблема вас беспокоит или на сколько верите в то, что ее реально решить.
5. Стоя на листе или сойдя с него (как чувствуется), найдите (как вы уже умеете) в пространстве точку 2: Альтернатива.
Альтернатива – это ваша цель, ваш запрос, чего вы хотите вместо проблемы. Пример: болезнь – здоровье. Она где-то в отдаленном или не очень, но будущем, т.е. впереди.
Надпишите новый (второй) чистый лист и положите его на пол, куда он просится.
6. Встаньте на лист «Альтернатива», проверьте ощущения.
Здесь вы не должны чувствовать проблему, здесь должно быть так, как вам будет, когда достигните цели, т.е. хорошо!
7. Вышли. Посмотрели на того себя, который стоит на листе «Альтернатива». Он УЖЕ достиг цели.
Посмотрите внимательно, где в его теле те ресурсы, которые помогли ему? Обычно они как бы подсвечиваются. Иногда это просто шары, а иногда в виде предметов. Запомните или запишите то, что увидели.
Например: желтый круг в голове — целеустремленность, зеленый цилиндр в груди – уверенность, малиновая звезда в животе – поддержка семьи.
8. Находим точку 3: Результат. Это то, как изменится ваша жизнь, когда вы достигнете цели.
Например, вы занимаетесь спортом (если до этого у вас болела спина или ноги), проводите время со своей половинкой (если до этого были одиноки), т.е. результат – это то, РАДИ чего вы хотите достичь цели.
Маркируем точку листом бумаги, надписываем «Результат», заходим, проверяем, выходим, смотрим, где в теле вашего «двойника ресурсы, запоминаем/записываем. Пример: радуга в груди – радость.
9. Встаем в точку 1: «Проблема».
Этот лист вы положили самым первым. Вспомнили о своей проблеме, актуализировали её, для этого можно просто озвучить ее. Стоим спиной к прошлому.
10. Теперь самое главное: медленно идя спиной назад в прошлое по линии жизни как бы «нащупываем» еще три точки.
Можно сделать это в предложенной ниже последовательности (Р, К, У), а можно спросить себя: что я хочу найти в первую очередь? Р/К/У?
Что это за точки:
11. Решение.
То решение, которое Вы (сознательно или подсознательно) приняли после того, как произошло то самое негативное событие.
Ребенок (даже младенец) видит скандал и делает вывод (подсознательно): «семья – это крики, бой посуды и синяки… Мне оно надо? Да нет, не особо.» И живет бобылём или старой девой, чтобы оградить себя от неприятностей.
Находим, ощущаем, озвучиваем (записываем), надписываем лист (маркер), кладём на пол.
12. Критический инцидент.
Это некая психотравма или другое негативное событие, приведшее в результате к проблеме. Так, для человека, обратившегося с проблемой: «Не ладятся отношения с противоположным полом», критическим инцидентов вполне может быть развод или скандал его родителей, изнасилование или не слишком счастливая первая любовь. Нашли эту точку, надписали лист, положили.
Не рекомендую задерживаться здесь из праздного любопытства. Иногда такое всплывает, что лучше не вспоминать, а позволить своей заботливой психике продолжать не помнить (психическая защита сработала и человек забыл).
Ваша задача сейчас всего лишь нащупать эту точку и все. Если очень хочется, + умеете делать МГД, + не склонны поддаваться эмоциям, то под свою ответственность можете заглянуть, но это необязательно, техника итак прекрасно работает!
Бессознательно мудрое. Если стоит, оно само без вашей просьбы покажет то событие в этой точке. Если не показывает – значит, на то есть уважительные причины.
13. Убеждение.
Как вы уже знаете, убеждения – это та штука, которая как магнит притягивает в нашу жизнь то, во что вы верите.
Опять же, не всегда сознательно верите. Пример: мужчина обанкротился. На словах он может утверждать, что любит деньги, но когда-то его предков раскулачили, он это помнит (даже если это было в прошлых жизнях!
Помнит его душа, если хотите, и оберегает себя от опасности быть убитым или лишиться родных… А на словах все замечательно, и он не видит психологических причин банкротства и вообще не видит смысла обращаться к психологу.
Итак, вы находите точку, где у вас возникло убеждение, приведшее к критическому инциденту.
Да, как ни странно, вы могли когда-то принять убеждение, что страдать – благородно или «Я не достоин быть счастливым», а иногда и вовсе: «Я не достоин жить». ВЫ уже чувствуете связь? Между Р, К и У?
Давайте я приведу еще один пример:
Женщина обратилась со страхом вождения автомобиля. Это проблем (точка П)
В процессе работы она нашла точку К (критический инцидент), в которой бессознательное показало ей аварию. После аварии она автоматически принимает решение: «водит машину – самоубийство! Я больше никогда не сяду за руль!»
А убеждение у нее было: «Я не достойна жить», таким образом, включилась программа самоуничтожения посредством аварии.
Убеждение могло возникнуть (как часто бывает), когда маме клиента/клиентки врачи диагностировали угрозу выкидыша, и она всерьез засомневалась: а нужен ли мне это ребенок? А может она и без угрозы не была готова к такой новости… Ребенок (плод/морула, мне все равно как вы это назовете!) все чувствует, я уверена, причем небезосновательно. И что он в этот момент «думает»: я не нужен маме, а мама для меня — весь мир, значит, я не нужен этому миру, а тогда зачем мне рождаться и, тем более, зачем жить, если даже меня все-таки родят? Я не достоин жить, раз никому не нужен.» Как вы думаете, он будет здоровым? Конечно, нет! Он будет болеть и болеть без конца, будет попадать во всякие неприятности и т.д.
И как бы вы проработали это? Дали бы ему совет?..
ИНП позволяет проработать даже то, чего человек не понимает. Потому что корни наших проблем зачастую лежат в сфере бессознательного.
Нашли точку, озвучили убеждение (записали), надписали и положили маркер.
14. Спросите себя: что в первую очередь хочется изменить?
Можете в произвольном порядке, а можете так: У, К, Р, то есть последовательно.
15. Как изменить? Ресурсированием.
Именно для этого нам и нужны точки 2 и 3 («Альтернатива» и «Результат»). Берете свои записи: где, какой ресурс, и по очереди вносите каждый из этих ресурсов в точки «Убеждение», «Критический инцидент», «Решение».
Как вносим: например, в «Убеждение». Встаем рядом с листом и видим на нем того себя, который когда-то поверил во что-то неэкологичное. Сколько вам там лет? Обычно совсем немного. Если это ребенок, то, как правило, очень помогает его приласкать, успокоить, обнять, как живого, это уже само по себе полезный ресурс.
Теперь в точке за несколько минут до того, как он примет убеждение, любым способом мягко передаете образу ресурсы. Можете также сказать ему следующие слова:
Привет, мой хороший. На самом деле я – это выросший ты. Так что поверь – я к тебе расположен дружелюбно и хочу помочь тебе. Очень скоро, буквально через пару минут ты поверишь в то, что подпортит тебе жизнь через какое-то время… Чтобы этого не произошло, вот тебе уверенность, поддержка близких, целеустремленность, радость (ресурсы из точек «А» и «Р»)…
И наблюдаете: что с ним происходит? Чего еще просит? Иногда он начинает взрослеть, что считается хорошим признаком.
16. Когда почувствуете «готово!», можете встать на место образа, ассоциироваться с ним и произнести то убеждение, которое теперь вместо негативного.
Устраивает?
17. Если да – проходим по линии жизни дальше, в следующую точку и ресурсируем ее аналогично.
Если в точке «Критический инцидент» есть и другие участники – ресурсируем и их. Ресурс выбирайте интуитивно.
В первый раз, когда вы только «нащупали» эту точку в пространстве, вы испытали неприятные эмоции, то теперь там должно ощущаться гораздо лучше.
18. Обязательно после ресурсирования решения проверьте, чтобы оно заменилось на намерение действовать иначе, экологично!
Без частиц «не» или «без».
19. Также можно ресурсировать и саму проблему и снова замерить насколько теперь она вас беспокоит?
Балл, скорее всего, понизился. Или если замеряли по обратной шкале – то насколько теперь верите, что проблема решаема? (балл после техники повысился).
Подведем итоги по алгоритму: нашли 6 точек: П, А, Р (результат), Р (решение), К, У (решение).
В точках А и Рез находите ресурсы и переносите их во все остальные точки в любой последовательности.
Проходите по линии жизни до настоящего момента, т.е. до точки Проблема и замеряете.
В этой технике масса нюансов и вариантов исполнения, но эта статья поможет вам:
- понять суть, и многие ваши вопросы отпадут сами собой. Ведь часто люди не столько хотят решить проблему, сколько хотят понять «почему?»
- решить вашу проблему, причем не поверхностно, а на глубинном уровне. Неудивительно, что при грамотном выполнении техники «паркур» улучшения наступают не только по части той проблемы, с которой Вы работали, но и во многих смежных сферах жизни: здоровье, деньги, взаимоотношения, любовь, секс, работа, самореализация… Ведь все взаимосвязано, человек — сложная система. И стоит усовершенствовать один ее элемент, как по капиллярному эффекту наступают улучшения во всей системе.
Название техники неспроста созвучно с пришедшим из Франции «прямым курсом» (parkour) – «искусством рационального перемещения и преодоления препятствий».
Приведу цитату из википедии, судите сами, похоже или нет:
«Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем (читай: «С. Ковалев»? (R) ) принцип «нет границ, есть лишь препятствия, и любое препятствие можно преодолеть». Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: Безопасность, Эффективность, Простота», в отличие от фрирана (free run), где ради эстетики может страдать эффективность.
Паркур — это способность передвигаться в любых обстоятельствах на любом рельефе. Это искусство свободно перемещаться сквозь окружающее пространство. Паркур … создан для помощи людям.
Сам Давид Белль расширяет понятие паркура до философии, иного образа мышления и взгляда на мир.
Это, в конечном счёте, позволяет по-другому смотреть на окружающее пространство, воспринимая «весь мир как тренировочную площадку», не создавая самому себе границ; мысленно превращать в голове обычные преграды в препятствия и находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и везде в повседневной жизни.» (с, википедия)
Разве это не об ИНП (R)? Прямо слово в слово!опубликовано econet.ru.
В статье использованы материалы семинаров и книг Ковалева С.В. (R)
- Софи Лемус
- Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/articles/psihotravma-tenika-prorabotki-parkur
Как исцелить свои детские травмы?
До конца своей жизни мы остаемся детьми в своей душе. Это и хорошо, и не очень. Хорошо, что иногда остается с нами детская непосредственность и яркость чувств, плохо, что некоторые детские переживания и травмы сопровождают нас по жизни до самого конца. Важно это осознавать и учиться действовать по-новому, а не компенсировать боль прошлого.
Моя история о том, что в 1,5 года меня отвезли к бабушке в деревню и оставили там на год. Потому, что у мамы родилась моя младшая сестра, а жить было особо негде: малюсенькая комнатка и никаких перспектив на расширение.
За этот год я забыла мамино лицо и когда вернулась, то просто ее не узнала. Наверное, я решила, что меня бросили… Очень долго маму спрашивали, не из детдома ли они меня взяли?
К чему приводят детские травмы?
И что я заметила за собой в дальнейшей жизни — это то, что при любых сложностях мне хочется «все бросить»: уйти из отношений, из бизнеса, из компании друзей. Так работают детские травмы.
Исходя из происшедших событий, ребенок принимает решение, которое в будущем может его уберечь от новых травмирующих событий. И это решение, принятое на основе прошлых ситуаций, чаще всего совершенно неэффективно в других новых ситуациях.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Например, как здесь: «меня бросили, и чтобы не испытывать боль, бросать буду я сама». И это решение мешает объективно видеть новую ситуацию. Внутренний акцент на прошлых переживаниях закрывает новые возможности и мешает удовлетворять свои настоящие интересы.
Например, если в детстве было сексуальное насилие, то человеку иногда неудержимо хочется его еще раз пережить в той или иной роли. Он ищет ситуации, создает соответствующие отношения и вновь переживает все, что так глубоко поразило его в детстве. Хотя сейчас это совершенно не соответствует его новым уже взрослым интересам и целям, а мешает и часто разрушает его жизнь.
Если было много грубости, унижения и оскорблений по отношению к ребенку, то, вырастая и сознательно стремясь этого избежать, он все равно будет «попадать» в ситуации, подобные детской. Например, легко срываться на грубость и обвинения других людей. Затем испытывать сожаления и вновь это делать. Это, как замкнутый круг.
Что делать со своими детскими травмами?
Почему так важно с этим детским травматичным опытом работать? Потому что бессознательное управляет нами, если мы не стремимся это изменить и не прикладываем к этому душевных сил. Получается медленно и неимоверно трудно: все уже выстроено, зацементировано и сдвинуть что-либо, сделать по-новому — сложно.
Весь детский опыт, закрепленный в нашем сознании и на уровне наших чувств (негативных или позитивных), попадает в категорию «правильное поведение».
Помню историю клиентки, у которой было две младшие сестренки и она, можно сказать, их и воспитывала. Мама пила, и чаще всего срывала свое зло на старшей дочке, постоянно ее унижала. Все выросли.
Клиентка пришла с запросом, что слишком много требует от сына и все время им недовольна.
Потом выяснилось, что самая большая проблема – ненависть к матери, которая на физическом уровне «душит» ее – у клиентки астма.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Год ушел на осознание проблемы и изменение ситуации. Все душевные процессы не быстрые, самое важное – давать себе время! Теперь с мамой спокойные, хотя и несколько дистанцированные отношения.
Кардинально улучшились отношения с сыном, многое изменилось в сфере бизнеса и зарабатывания денег. Освобождение своего внутреннего пространства от ненависти дает нам колоссальную энергию в жизни и действует на все ее сферы.
Расскажу историю, услышанную от Билла Ридлера
Отец с дочерью были на тренинге. Они игнорировали друг друга, и дочка рассказала, что, когда ей было 6 лет, они катались на лодке. Девочка вдруг упала за борт и начала тонуть. Отец смотрел на нее и ничего не делал. Она барахталась и чудом выбралась сама из воды. После этого случая, они не разговаривали между собой много лет.
Что затем рассказал ее отец. В детстве его купала няня. И однажды примерно в том же возрасте, няня начала топить его в ванне с горячей водой. Его спас садовник, который услышал крики.
Когда дочка упала за борт лодки, и он увидел ее панику и ужас, его просто парализовало: он вспомнил ту страшную ситуацию из своего детства. Что за история у его няни мы не знаем, но можем предположить, что с ней тоже что-то произошло очень страшное для нее.
Наверное, сейчас не нужно объяснять, насколько важно видеть связь ваших нынешних реакций, автоматических и очень быстрых, на некоторые события (слова, отношения) с глубоко травмирующим опытом из детства.
И в этом сложность – в быстроте и автоматизме наших реакций, нам сложно их отследить! Но возможно. Если стремиться быть осознанным и тренировать себя на отслеживание и осознание своих слов и реакций.
В этом вам будут полезны ваши близкие. В ваших близких отношениях вы больше всего расслаблены, и проявляетесь такими, какие вы есть на самом деле. В этих отношениях вы больше раскрываетесь и больше можете узнать о себе. Именно поэтому так много у нас претензий и обид на самых близких и любимых людей.
Итак, как же справиться с этими детскими травмами?
- Напишите все случаи из детства, которые связаны с болью и обидами.
- Определите свое детское решение, которое вы приняли, чтобы защитить себя в будущем.
- Посмотрите, насколько оно соответствует вашим жизненным задачам и целям сейчас.
- Перепишите на новое решение, более соответствующее вашим интересам и вспомните все случаи, когда вы действовали уже по-новому.
Вы уже умеете действовать по-новому и ваше осознание этого и закрепление этого решения будет постепенно изменять модели поведения на более продуктивные! Делайте это систематически и вас ждет Успех!
Ирина Удилова.
Иллюстрация: Люся Коркина, www.fl.ru/users/lyusjen/
Источник: http://www.grc-eka.ru/sam/kak-iscelit-svoi-detskie-travmy.html
Проработка психотравм
Это наиболее важная и частая часть нашей работы. Как сказал один учитель, наша задача проста: найти негатив и превратить его в позитив. Превращение это достигается на пути обнаружения того позитива, который скрыто присутствует в любой ситуации. Это происходит в три этапа.
Принятие.
Если мы сталкиваемся с негативной историей, то первый этап ее проработки – это принятие. Здесь важную роль играет разделение этого опыта, часто впервые в жизни, во всяком случае, так полно, с психотерапевтом.
Который обладает достаточной силой и осознанностью, чтобы спокойно и сочувственно выслушать историю полностью. Рассказывание истории как бы превращает ее в эпос, который, как известно, был безэмоциональным повествованием на заре зарождения литературы человечества.
Нам интересно, как начиналась история, может быть даже, что было «до нее», как развивалась и чем закончилась. Бывают истории, которые не закончились до сих пор, тогда можно осознать, как она продолжается в настоящем времени.
Завершение историй, приходящих в терапии, в любом случае, произошло только во внешнем плане. Внутренне они все еще значимы и именно поэтому вспоминаются и всплывают.
Часто это истории забытые и никогда не вспоминаемые, но иногда они периодически приходили в голову клиенту. Иногда обнаруживается совсем новая связь запроса (проблемы) с событиями прошлого, иногда подтверждается уже известная. Важно, что в данном случае она приходит через тело и, соответственно, происходит не просто «думание об этом», а глубокое погружение в переживание.
Этому способствует:
А) Исследование эмоций в ситуации? Что чувствовалось тогда? Как это нравилось в общем? Какие эмоции переживались? Можно предложить назвать их, осознать, где они ощущаются в теле.
Б) Хорошо помогает понять суть и субъективное значение ситуации (в том числе самому клиенту для самого себя) исследование образа ситуации в целом: «Что произошло для вас в метафорической форме?».
Если терапевтическая интуиция предлагает варианты ответа, можно озвучить их, вдохновляя таким образом клиента осознать свои: «Рухнул мир?», «Разрушился дом?», «Взорвалась бомба?».
Как правило, какой-то вариант метафоры осознается и тем самым мы «включаем» правое полушарие в работу над проблемой.
Иногда можно решить задачу на уровне метафоры и затем она осознается в реальной – в смысле внешней — жизни. Язык метафор, как правило, очень емкий и позволяет передать в краткой форме то, что невозможно передать словами.
В) Можно помочь клиенту осознать мысли, появившиеся в «той» ситуации, вспомнить сделанные выводы. Часто люди живут под влиянием этих выводов всю свою жизнь и именно для изменения их и создается проблема. Этот момент, по сути, включает в себя Адлеровскую терапию «принятия решений».
Выводы, сделанные в детстве и юности, как правило, незрелы и, в любом случае, неполны. По крайней мере, те, которые привели к проблеме или проявились в ней. Наша задача – предъявить их самому клиенту и помочь осознать их истинность и возможность их расширения, развития или дополнения.
- Здесь срабатывает тройная функция осознания: выводы могут быть
- 1) аннулированы (признаны абсолютно неправильными, от которых нужно отказаться);
- 2) трансформированы (изменены, развиты, дополнены, расширены, уточнены) и/или
- 3) заменены на другие, абсолютно новые, не свойственные человеку ранее.
- Эти три функции могут проявляться и в работе с любыми другими
- составляющими психического.
Важно, что изменение происходит в том самом месте и времени, где и когда они возникли, поэтому реализация их наступает мгновенно.
Работает тот же принцип спонтанности: лучше всего и чаще всего так и бывает, когда изменения происходят сами собой, от осознания их. Мы же своими предложениями лишь стремимся поддержать естественный процесс, а не заменить его.
Фактически, любая проблема существует от неосознанности и для осознанности, по достижении которой она исчезает.
Г) Способствует осознаванию «включение», так сказать, ресурсов настоящего времени. По сути, у нас есть два состояния в данный момент терапии: это переживание «там и тогда», в истории осознавания, и «здесь и сейчас» у клиента в нашем кабинете. И мы можем осознавать их разницу и способствовать их интегрированию.
«Что вы сейчас думаете (чувствуете, переживаете) по поводу той ситуации?». Это вопрос вызывает два варианта ответов: то же, либо что-то другое. Некоторые люди развиваются в жизни и имеют другую реакцию на свои детские обиды, чем в детстве.
Другие не меняются совсем и могут во взрослом состоянии реагировать так же, как в детстве.
В терапии мы обсуждаем правильность или неправильность той или иной реакции с точки зрения отношения к запросу. «Помогает ли вам такая реакция решить ваш запрос?» Это позволяет клиенту сделать правильные для себя выводы.
Крайним случаем включения ресурсов взрослого в детскую травму является вопрос: «Если бы вы оказались там, рядом с собой маленьким, могли бы вы себе помочь и если да, то как?». Этот путь является самым продуктивным в более чем 80% случаев, на мой взгляд, но о нем чуть позже.
На данном этапе нам важно понять, что ситуация все еще значима, что есть определенные чувства и реакции в теле, которые вызывает воспоминание о ней, и что она может иметь отношение к решаемому запросу.
Понимание ситуации.
На этом этапе мы можем внести в ситуацию больше понимания, чем было ранее. Почему так произошло? Почему они так поступили (или поступали), родители, например? Что двигало тем или иным человеком, значимым участником этой истории? Что двигало вами? Какие мотивы? Как на ситуации сказывалось время и место, в котором она развивалась?
Кстати, уточнение места и времени способствует четкому разделению переживаний «там и тогда» от «здесь и сейчас» и, в итоге, более ясному осознанию обеих.
В итоге, к прежнему, часто детскому восприятию, в котором преобладали, в основном, эмоциональные нотки, добавляется более широкое понимание произошедшего. В этот момент, как правило, снимаются обвинения с близких людей, понимается их собственное несчастье и невозможность поступить по другому. Этот этап возможен только после полноценного принятия ситуации в предыдущем.
Складывается впечатление, что, кроме технического обеспечения процесса, люди – наши клиенты – нуждаются еще в просто сочувствии своим бедам. И пока они его не получат – никакого решения и понимания происходить не будет. Поистине, «Любовь, доброта и забота» — универсальные лекарства человечества. Но они должны быть дополнены мудростью или знанием, что мы и делаем в Терапии.
На этом этапе достигается успокоение и еще более полное принятие ситуации, но не окончательное освобождение от ее последствий в теле и жизни клиента. Следующий шаг ведет нас дальше:
Источник: https://megaobuchalka.ru/4/12319.html